Православные храмы Томска

 


Богоявленский кафедральный собор



Богоявленский собор является одним из древнейших томских храмов. Он берёт своё начало от деревянной церкви, построенной в 1630 году. Позже на месте алтаря старой деревянной церкви в 1858 году построили часовню Иверской иконы Божией Матери. Существующее каменное двухэтажное здание собора в стиле сибирского барокко было заложено в 1777 году. Нижний этаж каменной церкви был освящён в 1784 году в честь Богоявления Господня. Вскоре на нижнем этаже был освящён придел Архангела Михаила, а на верхнем — Ильинский и Спасский приделы.
Храм имеет особое значение для томской истории. Именно Богоявленскую церковь выбрал первый томский губернатор В. С. Хвостов в котором на праздник Преображения Господня 6 августа 1804 году было объявлено открытие Томской губернии. С 1892 года при соборе существовало попечительство о бедных, с 1898 года — церковно-приходская школа. При храме работала библиотека, насчитывавшая 400 томов книг. Поскольку храм был посвящен Богоявлению или Крещению Господня то ежегодно 19 января (по старому стилю 6 января) на Крещение из храма устраивался крестной ход на реку Томь для совершения обряда Великого водоосвящения. крестный ход устраивался также в день Пятидесятницы и в праздник Первому Спасу.

Собор для богослужения закрыли в 1930 год и открыли в нём курсы Сибжелдорстроя. В 1936 году в здании разместили вермишелевую фабрику, а в 1942 году сюда был эвакуирован завод «Красный богатырь». С 1947 по 1994 года здесь размещался Томский завод резиновой обуви. Во второй половине XX века храм сильно пострадал. Были сняты все купола и кресты, разрушен восьмерик завершения колокольни, пристроены дополнительные сооружения, а на южном фасаде срубили декор и изменили форму оконных проёмов.

В 1997 году началось восстановление Богоявленского собора, после возвращения его в 1995 году Русской Православной Церкви. Финансирование работ по восстановлению храма взяла на себя Администрация Томской области. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения. 8 января 2000 года Преосвященным Ростиславом, Епископом Томским и Асиновским, был освящён придел Архангела Михаила.18 января 2003 года состоялось освящение Ильинского придела на нижнем этаже, а 26 января того же года — Богоявленского и Пантелемоновского на верхнем этаже. При Богоявленском соборе работают воскресная школа, молодёжный клуб и православная община глухих.



Воскресенская церковь




Воскресенская церковь - почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. Вскоре, в 1626 году, монастырь был закрыт, и Воскресенская церковь стала приходской. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Нижний придел в честь Успения Божией Матери был освящен 18 октября 1803 года. Через несколько дней деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег р. Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой - таков был обычай.

Новосооруженный иконостас Воскресенской церкви. 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма - в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных. В 1896 году была открыта церковно-приходская школа. 19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его "Томским Царь-колоколом". В 19ЗО году колокол был снят, разбит на куски и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку. В 19З6 году храм был закрыт. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена и начала свою новую жизнь.







Церковь Святого Иоанна Лествичника на Ямах


 Деревянная двухпрестольная церковь во имя святого преподобного Иоанна Лествичника построена в окраинной местности на Ново-Киевской улице и освящена 12 декабря 1900 года.В 1908 году при храме было основано церковно-приходское попечительство. В 1912 году насчитывалось 1703 прихожан.В 1920 году церковь национализировали.В 1922 году священник Иоанно-Лествической церкви, разделявший идеи обновленчества, привлекал в церковь большое количество слушателей. В этой церкви как раз и была создана обновленческая «Живая церковь».В 1925 году в общину церкви влилась община закрытой Никольской церкви на станции Томск-2. Обе общины порвали с обновленцами и присоединились к архиепископу Дмитрию Беликову. В это время община насчитывала 389 человек. Но в 1935 году в общине произошло разделение. Часть прихожан приняла решение отойти от «григорианцев» и войти в каноническое общение с Московской патриархией. В 1937 году, когда томское духовенство было уничтожено, церковь осталась без богослужений.В 1940 году настоятелем церкви стал Тимофей Иванович Гапочка. Но 12 апреля того же года священник скончался. Сразу после его смерти было принято решение о закрытии церкви по улице Ново-Киевская,22. Церковное здание решено было использовать под школу. Закрытая церковь вскоре сгорела. Позже на ее фундаменте был построен двухэтажный жилой дом.



Успенская церковь Иоанно-Предтеченского женского монастыря



Во второй половине 19-го столетия для растущего женского монастыря было уже недостаточно одного храма, и вскоре к югу от Иннокентьевской церкви была построена новая- Успенская.Успенская соборная церковь, каменная, семиглавая, одноэтажная, трехпрестольная, построена 22 октября 1870 года, освящена в честь Успения Божией Матери.


Своей архитектурой церковь принадлежит к менее распространённому в Сибири типу четырехстолбных крестово-купольных трехпрестольных храмов. На колокольне имелось восемь колоколов.К церкви примыкала монастырское кладбище.С 1923 года до самого закрытия церковь принадлежала обновленцам.К 1930 году в Успенской церкви осталось всего три человека18 марта 1930 года церковь была закрыта. Окончательно здание церкви было снесено в 1950 году.

Иннокентьевсая церковь Иоона-Предтеченского женского монастыря

Иоанно-Предтеченский женский монастырь располагался в районе Лагерного сада, на месте политехнического университета.
Каменная однопрестольная церковь построена и освящена 31 ноября 1856 года во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Архитектурный стиль- «сибирское барокко».В 1920 году Иоанно-Предтеченский женский монастырь был закрыт. В 6 апреля 1922 года из монастыря были изъяты богослужебные сосуды, дарохранительницы, евангелия, 14 серебряных риз с икон. 27 апреля было снято с икон 25 риз, 46 бриллиантов, 1 рубин, 90 алмазов. Через месяц, 29 мая, было изъято еще 36 риз.С 1923 монастырские храмы оказались в руках обновленцев. С 1924 года Иннокентьевская церковь стояла с разобранным иконостасом и бездействовала. На территории монастыря был помещен детский дом, воспитанники которого неоднократно и безнаказанно совершали ночные налеты на оба монастырских храма.


Обновленческая община не смогла содержать Иннокентьевскую церковь, и 4 июня 1929 года она была окончательно закрыта. Здание церкви разобрали на кирпичи в 1950-х годах, на месте женского монастыря и прилегавшего к нему кладбища бы выстроен студенческий городок.


Троицкий Кафедральный собор






Троицкий собор (кафедральный собор Живонача́льной Троицы) в Томске — главный православный храм Томской епархии в период с 1900 года по 1930 год. Находился на Ново соборной площади Томска.
Строился по типовому проекту К. А. Тона с 1844 года, но 26 июля (7 августа) 1850 года незаконченный купол рухнул, погибли четыре человека. Возобновлённые в 1858 году работы были вскоре приостановлены из-за перерасхода средств и «общего охлаждения к святому делу», и только в 1885—1889 годах городской архитектор В. В. Хабаров завершил начатое полвека назад строительство. Отделка собора продолжалась до лета 1900 года. В 1930 году собор был закрыт, в 1934 году снесён, на его месте разбит сквер на Ново-Соборной площади.

6 декабря (18 декабря) 1842 года архиепископ Афанасий призвал горожан к постройке нового кафедрального собора. В тот же день было принято решение о начале строительства и начат сбор пожертвований.
Томск в 1840-х годах был столицей сибирских золотопромышленников. Летом все золотопромышленники разъезжались на прииски, а зимой собирались возвращались в город, поэтому зимой 1843-1844 года проблем с финансированием не было. Но весной 1844 года в городе произошел пожар, что привело к подорожанию кирпича в двое. Положение спас золотопромышленник Астафьев, пожертвовавший 3 миллиона штук кирпича.
Полагая, что найти нужное количество рабочих в Томске будет найти невозможно, архитектор Деев был отправлен в европейскую часть России за мастерами. 11 июня началось строительство, рабочих не хватало даже для рытья котлованов. Для исправления положения к работам были привлечены заключенные.

В условия Томского климата работы ограничивались тремя летними месяцами. Для соблюдения сроков по сдаче проекта работы продолжали до поздней осени.

В 1845-1846 годах комитет по строительству храма, не испытывавший более нужды в средствах, сам нанимал артели каменщиков и всячески торопил Деева к скорейшему завершению работ. Что привело к несоблюдению технологий строительства. В результате в июле 1850 года произошло обрушение незавершенного купола.

Строительство прекратилось, началось расследование. Экспертиза 1851 года приговорила собор к сносу. Комитет организаторов строительства старался переубедить экспертов. Но в первой половине 1850-х годов город переживал экономический кризис, что делало продолжение работ не возможным.

В 1856—1858 годах городской архитектор К. Н. Еремеев убедил власти в возможности достроить собор. Новым архитектором был назначен Деев. Он утверждал, что стоимость работ не превысит 48 тыс. рублей. Но не смог проявить себя как стоящий архитектор, потратил за три года 52 тыс. рублей, не доведя строительство до конца.

Остов храма стоял заброшенным двадцать четыре года. В 1880 году городская дума постановила разобрать его, годные материалы отдать на строительство университета, а на вырученные от продажи лома деньги учредить фонд постройки нового собора.

В 1883 новый городской голова П. В. Михайлов убедил общественность и губернатора в необходимости и возможности достроить собор и организовал новый сбор пожертвований.

В 1884 году П. В. Михайлов за свой счёт расчистил стройплощадку, починил находившиеся на ней служебные постройки и завёз стройматериалы Руководителем же достройки стал городской архитектор Томска В. В. Хабаров.2 мая (14 мая) 1885 года Хабаров приступил к работам и 2 июня (14 июня) 1889 года сдал заказчику здание, готовое к отделочным работам. В тот же период к востоку от собора был заложен существующий поныне Городской сад.

В 1890—1891 годах работы опять прекратились, на этот раз из-за нехватки денег. Только в январе 1893 года комитет, получив завещанные Ф. Е. Цибульской 150 тысяч рублей, начал размещать заказы на отделочные материалы. Отделка и оснащение собора заняли семь лет. В городе зрело недовольство: белоснежный собор с синими куполами по-прежнему стоял запертым. Инициативу «досрочного» открытия взял на себя епископ Макарий: в начале 1900 года он объявил, что освящение непременно состоится в четверг 25 мая (7 июня). Возражать архиерею строители более не могли. При поддержке духовенства и городской общественности все работы были срочно завершены, и в назначенный час Макарий торжественно освятил собор.

За 56 лет, прошедших с начала земляных работ, расходы на постройку составили 649 136 рублей (в том числе в 1843—1882 годах — 173 891 рубль, в 1883—1900 годах — 475 245 рублей).

Томский собор принадлежал к так называемому «первому тоновскому», или «русско-византийскому» стилю крестово-купольных церквей В основе всех проектов этого круга, включая крупнейший Храм Христа Спасителя в Москве, лежит компактный, почти кубический объём в форме равноконечного креста. Четыре несущие колонны поддерживают арки главного свода, несущие восьмерик, на восьмерике водружён цилиндрический барабан, несущий главный луковичный купол. Колонны не разрезают объём храма, но обрамляют его — так формируется «единое и нерасчленённое, устремлённое ввысь, к центральному световому куполу» пространство. Каждый из фасадов разделён по вертикали на пять. Каждая часть прорезана узкими окнами, три центральные части завершены киле видными «русскими» закомарами. Отдельно стоящей колокольни нет, колокола размещаются в боковых башнях.

8 января 1930 года воинствующие безбожники сбросили с колокольни собора большой колокол. В том же 1930 году решением окружного исполкома собор окончательно закрыли, церковного старосту расстреляли, диакона сослали. Существуют сведения, что вначале в здании, якобы находившемся «в неудовлетворительном состоянии и требующем капитального ремонта», планировали разместить краеведческий музей. Затем началась кампания за ликвидацию собора, и двадцать тысяч человек подписались под требованием о сносе. Слом собора начался только в январе 1934 года и продвигался медленно. Город выручил от разборки собора шестьдесят тонн металла и около миллиона кирпичей — из них сложены корпуса нынешнего архитектурно-строительного университета. От собора до наших дней сохранились только скрытые от глаз подземные фундаменты да деревья, посаженные в конце XIX века.




Сретенская церковь на Песках у Ближнего Ключа


 Церковь каменная, трехпрестольная, была построена и освящена 25 февраля 1907 года.Архитектурный стиль храма- «неорусский», в традициях храма Василия Блаженного на красной площади Москвы. Сретенская церковь являлась настоящей архитектурной жемчужиной Томска.В 1912 году в церкви насчитывалось 767 прихожан.В 1909 году при церкви открылось активное и деятельное Общество трезвости.В 1920 году после национализации церковного имущества зарегистрированная община Сретенской церкви продолжала энергическую деятельность. Сретенская община одной из первых стала приглашать на богослужения в свой храм архиепископа Дмитрия Беликова. На общем собрании 25 января 1925 года община окончательно решила войти в литургическое общество с епископом староканонической ориентации.В 1928 году община присоединилась к «григорианцам».С 1930 года здание церкви использовалось как склад.В июне 1934 года Сретенская церковь была разобрана. На ее месте в настоящее время стоит двухэтажный жилой дом (переулок Карповский,15)



Преображенская церковь не Басандайке

Сооружение церкви связано с именем сосланного в Сибирь декабриста Г.С. Батенькова, который за десять с лишним лет проявил себя как талантливый архитектор.Храм представлял собой в плане четырехугольный крест, был обильно украшен иконами. Церковь была построена и освящена в декабре 1856 года во имя святого первомученика и архидиакона Стефана тезоименного небесного покровителя Степана Сосулина. На службу в храм собиралось до 570 мужчин и 760 женщин.В 1920 году церковь закрыли и переоборудовали в клуб педагогического техникума.В последствии здание было полностью разобрано.





Преображенская церковь (Ерлыковская) на Верхней Елани

Преображенская церковь была заложена в 1848 году на средства купца С.В. Ерлыкова, а потому известна как под названием Ерлыковской. Освящена 14 октября 1868 года в честь Преображения Господня.Архитектурный стиль храма- «сибирское барокко» с элементами классицизма. Церковь послужила перспективным и градостроительным ориентиром при закладке Томского императорского университета.В 1892 году при храме было открыто церковно-приходское попечительство. В церковной библиотеке насчитывалось 80 томов книг.В 1912 году в церкви насчитывалось 1198 прихожан.В 1920 году храм был национализирован. В мае того же года было открыто «Христианское общество», провозгласившее учреждение новой «Живой церкви»В Преображенской церкви проводились религиозно-нравственные чтения до запрета в 1928 году, устраивались сборы в «Пасхальную корзину»В 1935 году Преображенская церковь была закрыта, в 1936 году снесена.В 2002 году на месте разрушенной Спасо-Преображенской церкви началось строительство часовни и сквера в память ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Осенью 2003 года мемориальный комплекс был готов. В воскресенье 26 октября 2003 года преосвященный Ростислав, епископ Томский и Асиновский, освятил новую сооруженную часовню, наименованную Спасо-Преображенской.




Никольская церковь на Монастырском месте Юрточной горы


Первоначальная деревянная Христорождественская церковь упоминается с 1634 года.
Новая Никольская церковь- каменная. трехпрестольная- была освещена 8 июня 1900 года во имя святителя Николая Мирликийского.На звоннице имелось восемь колоколов, вес самого большого колокола- 312 пудов 30 фунтов, остальные семь разного веса.При храме имелось церковно-приходское попечительство и церковно-приходская школа. Церковно-приходская женская школа была открыта в 1982 году, помещена в собственном здании, в ней училось 140 человек. В церковной библиотеке насчитывалось до 1194 томов книг.В 1893 году при храме был открыт первый в городе детский приют для дневного пребывания в нем детей, которых негде было оставить работавшим родителям. За каждого ребенка состоятельные родители платили 5 копеек, бедные дети принимались бесплатно.При церкви имелся дом-убежище для бездомных лиц, обеспечивающий бедных Никольского прихода бесплатным жильем с отоплением. В дом принимались одинокие и семейные люди.30 декабря 1901 года церковно-приходским попечительством Никольской церкви было открыто общество трезвости. В нем по воскресным дням проходили разъяснительные беседы, показ кинокартин, раздача литературы о вреде алкоголя. Для все тех же целей организована свой воскресная школа.В 1912 году число прихожан составило 928 человек.В 1920 году церковь была национализирована. Обновленческая община управляла храмом в течении семи лет. С апреля 1930 по декабрь 1932 года церковь находилась в ведении общины. Община выплатила долги обновленцев и произвела ремонт храма.В августе 1936 года Никольская церковь была закрыта. Простоявшее всего 36 лет новое красивое здание церкви, славившееся благотворительностью, было снесено. В начале 1950-х годов остатки стен и фундамента Никольского храма послужили для постройки жилого дома по улице Крылова, 6а.



Николаевская церковь при станции Томск-2


Церковь во имя святителя Николая Чудотворца построена и освящена 12 ноября 1906 года.Пятиглавое одноэтажное церковное здание с шатровой колокольней было деревянным, поставленным на каменный фундамент. В 1912 году в нем насчитывалось до 1 943 человек. К храму были приписаны две часовни: при Томской железнодорожной больнице и при Томском материальном железнодорожном складе.При храме имелось церковно-приходское попечительство. На станции Томск-2 было двухклассное железнодорожное училище и приходское училище Министерства народного просвещения. В церковной библиотеке насчитывалось 150 книг.В 1925 году церковь была закрыта, церковное здание использовалось как клуб для работников станции, а позже снесено.В настоящее время церковь полностью утрачена, на ее месте стоит здание столовой (улица Стро-деповская,1).






Духовская церковь на Песках

Первоначально деревянная церковь была построена около 1652 года в районе, называемом «Пески»,-местом между рекой Томью и Воскресенской горой (современная улица К. Маркса)Каменная трехпрестольная церковь была заложена в 1784 году. Трапезная часть с теплым правым приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена на средства купца Петра Ненашева и освещена 7 ноября 1788 года. Холодная часть храма с главным алтарем в честь Сошествия Святого Духа на апостолов освящена 11 сентября 1803 года. Левый предел в честь Воздвижения Креста Господня был закончен на средства купца М.П. Неупокоева и освящена в 1841 году.Архитектурный стиль храма - «сибирское барокко».Колокола храма первыми приветствовали своим звоном чудотворны образ Божьей Матери Одигитрии из села Богородского при переправе ежегодного крестного хода через реку Томь 21 мая.Вм1912 году в штате храм состояли настоятель протоиерей Александр Заводский и диаконы Илия Благовестов и Илия Кручинкин. Прихожан насчитывалось 375 человек. При храме существовало церковноприходское попечительство, а также церковно-приходская школа, где обучалось 27 человек. В церковной библиотеке насчитывалось до 580 томов.В 1920 году Духовская церковь была национализирована. В 1922 году церковь находилась под властью обновленцев. В 1924 году община Духовской церкви ушла от обновленцев и вошла в каноническое подчинение к архиепископу Дмитрию Беликову.Для освещения воды 19 января 1925 года состоялся крестный ход из Духовской церкви на реку Томь. В крестном ходе приняло участие духовенство семи церквей, вышедших из подчинение обновленцам и присоединившихся к патриаршей церкви. С 1928 года община Духовской церкви находилась в подчинении у «григорианцев»В 1929 году с храма были сняты купола «на нужды индустриализации страны». В 1930 году постановлением Томского окружного исполкома Духовская церковь была закрыта, здание переоборудовано под столовую водников.В 1950-х годах церковное здание было разобрано.В настоящее время церковь полностью утрачена, на фундаменте разрушенной церкви сооружен жилой четырехэтажный кирпичный дом (переулок Совпртшконый,2а)Вознесенская церковь на Вознесенском кладбище в Белозерье по дороге к станции Томск-2 На рубеже 1770-1780 годов в березовой роще при выезде из города по Иркутскому тракту было основано Вознесенское кладбище, имевшее православную, старообрядческую, мусульманскую, иудейскую и католическую стороны. В феврале 1787 года из Тобольска была получена грамота на освещение деревянной Вознесенской кладбищенской церкви.Каменная однопрестольная церковь была построена в 1810 году и освящена в честь Вознесения Господня. Церковь стала единственным в городе ротондным храмом.Ежегодно 1 июня из храма совершали крестный ход к часовне Святого Креста на Дальнем Ключе.При храме в 1893 году была открыта церковно-приходская школа. В 1920 году церковь была национализирована. Община церкви в 1922 году примкнула к обновленческому движению. Спустя четыре года община примкнула к православным верующим старого толка.В 1929 году прихожанами церкви записалось 532 человека.После расстрела духовенства в 1937 году в томских храмах священников не осталось. В 1940 году для церкви был найден настоятель. Однако через несколько месяцев он отказался от сана. Это послужило поводом к полному закрытию Вознесенской церкви в ноябре 1940 года. Перед войной здание предали под склад швейной фабрики.В начале 1950-х годов здание церкви было разобрано, на его месте воздвигнуты корпуса ОАО «Сибкабель».




Благовещенскй Старо-Кафедральный собор на Уржатке


Благовещенский собор на протяжении трех столетия несколько раз перестраивался, а храмовые пределы неоднократно переименовывались. Первоначальный деревянный храм на Уржатке упоминается с 1639 года. В 1649 году после пожара была выстроена двухэтажная деревянная церковь с верхним приделом во имя Всемилостивого Спаса.Каменная Благовещенская церковь- одноэтажная, двухпрестольная,- была заложена в октябре 1783 года, освящена 18 ноября 1806 года.Архитектура храма- «сибирское барокко».С 1820 года, после разборки старого деревянного Троицкого собора на Воскресенской горе, собором стала именоваться Благовещенская церковь.После учреждения в 1834 году Томской епархии Благовещенская церковь в силу своего центрального положения в городе и близости к местопребыванию архиерея стал кафедральным собором и продолжал им оставаться вплоть до 1900 года, когда был построен и освящен новый Троицкий кафедральный собор.В 1892 году при церкви было открыто церковно-приходское попечительство, а в 1897 году- церковно-приходская школа. В церковной библиотеке было около 1420 томов книг. Прихожан насчитывалось 2199 человек.В 1920 году церковь была национализирована. С1922 года находилась в подчинении у обновленцев. В 1924 году община Благовещенской вошла в каноническое общение с архиепископом Дмитрием Беликовым и примкнула к патриаршей церкви.В 1930 году в церковь была перенесена архиерейская кафедра «григорианцев». В 1932 году скончался глава Томских «григорианцев». Он был похоронен в ограде Благовещенской церкви (позже могилу перенесли).В 1934 году имущество церкви было реквизировано государством, сама церковь закрыта. В этом же году она была снесена. Ныне на ее месте находится площадь Батенькова и кольцо трамвайной линии.



Часовня Иверской Иконы Божией Матери




Построена на месте обветшавшей деревянной Богоявленской церкви в 1858 г. в память героической обороны Севастополя. Часовня возводилась как точная копия Иверской часовни у Воскресенских ворот в г. Москва. В ней хранился привезённый из столицы и прославившийся чудесами список Иверской иконы Божией Матери.Построенная в центре города, Иверская часовня именовалась Томичами "духовными вратами Томска".В 1933 г. Иверская часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла. Долгие десятилетия православные Томичи жили надеждой на возрождение этой святыни. По многочисленным просьбам жителей Томска часовня была восстановлена в 2002 году и 26 мая 2002 года освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.В 2002 году по ходатайству епископа Томского и Асиновского Ростислава на Святой горе Афон (Греция), где хранится древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери, афонский монах иеродиакон Евлогий сделал список с этой святыни. Ново написанная икона была освящена, приложена к чудотворному образу и отправлена из Греции в Россию. 30 июня святая икона была с торжеством встречена в Томске и поставлена в восстановленной часовне.На нижнем поле иконы имеется надпись на греческом языке: "При патриаршестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, благочестивым попечением преосвященнейшего епископа Томского и Асиновского Ростислава, во освящение верующих людей всей Сибири недостойной рукой Евсевия иеродиакона Святогорца. На Святой Горе в месяце июне 2002 г.".



Храм Святаго Благоверного Александра Невскoгo




Храм одновременно был и тюремным, и приходским. Для заключенных был сделан специальный переход из арестантских рот, и они могли молиться здесь в воскресенье и в дни церковных праздников. Чтобы не смешивать горожан с тюремным людом, построили специальные балконы. На тех же балконах размещался и церковный хор, состоящий из арестантов. Хор этот считался одним из лучших в городе, и послушать его собиралось немало народа.

В период правления Колчака в этих арестантских ротах находилась гауптвахта, и здесь же к расстрелу приговорили несколько групп большевиков-подпольщиков. Позднее этот исторический факт помог сохранить как здание тюрьмы, так и здание церкви. На них были установлены мемориальные таблички в память о погибших товарищах.

Однако целостности храма это не помогло. В 1920 году его закрыли, кресты сбили, купола и главки разрушили. Даже стесали все наружные украшения, сделав здание безликим и унылым. С 1920 по 1925 год здесь размещался Дом принудительных работ № 2, потом еще несколько лет хранились архивы, а с 1929-го здание было передано под типографию издательству «Красное знамя». Много лет здание своей книжной направленности не меняло, здесь даже в 1986 году открыли книжный магазин.
Новая история храма началась в 1992 году. За право обладать им боролись новообразованный томский приход Российской православной свободной церкви и варьете. Последнее оказалось проворнее и даже успело дать несколько представлений в стенах бывшего храма. Тогда на улицы вышла православная молодежь города и семинаристы — отстаивать церковь. После пикетов и многочисленных обращений томского духовенства областной Совет народных депутатов решил вернуть храм Церкви в качестве семинарской организации. Вместе с ним была передана и часть зданий бывших арестантских рот.

На десять лет храм Святого Благоверного Александра Невскoгo стал семинарским. Его восстановление шло медленно, даже когда на втором этаже уже велись богослужения, внизу все еще работал книжный магазин. Руками семинаристов и на деньги прихожан были воздвигнуты иконостас, деревянный настил для алтаря, солеи и амвона, даже соорудили новую металлическую лестницу между первым и вторым этажом. А 7 декабря 2002 года храм вновь стал приходским. Семинария переехала в новое здание, храму же решено было полностью вернуть утраченный облик.
Через год над церковью уже возвышались два главных купола с крестами, а спустя еще два были восстановлены восемь малых маковок и наружная отделка. Сейчас в храме находятся сразу три иконы с частичками мощей — икона Святого Александра Невского, Василия Великого и Блаженной Матроны Московской. Здесь проходят ежедневные богослужения, при храме действует самая большая в городе воскресная школа, есть собственный хор.



Храм преподобного Сергия Радонежского








Храм преподобного Сергия Радонежского - самый молодой из храмов Томска. Инициатива его создания принадлежит директору шпалопропиточного завода города Томска Г.И.Тригорлову. Прототипом для храма послужила одна из часовен Ярославля, особенно поразившая Григория Ивановича своим колоритом и изяществом. Решение о строительстве храма было единодушно поддержано коллективом завода. Г.И.Тригорлов сам сделал проект храма и начал строительство. 13 июня 1997 года храм был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. При храме действует Православный религиозно-просветительский центр с библиотекой, аудио- и видеопрокатом. Главной святыней храма является икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей.











Свято-Троицкая Церковь




Уже более полутора столетий юго-восточный мыс Воскресенской горы венчает белое здание Свято-Троицкой церкви. Она строилась для единоверческой общины Томска в 1836-1844 годах по проекту архитектора К.Г.Турского. Меценатом и попечителем строящейся церкви был мещанин П.И.Поздеев. В 1844 году строительство церкви было окончено, и в том же году она была освящена преосвященным Афанасием, епископом Томским. В 1858 году к центральному храму был пристроен придел в честь священномученика Харалампия Магнезийского, а в 1888 году - южный придел в честь великомученика Димитрия Солунского, почитающегося покровителем Сибири. 27 сентября 1939 года горсовет издал распоряжение о закрытии Свято-Троицкой церкви. Здание храма было занято конторой автоколонны "Сибтранс" под гараж, а позже здание было передано Томскому хлеб комбинату под пекарню. В 1945 году храм был возвращен верующим. 15 февраля 1946 года, в праздник Сретения Господня, церковь была вновь освящена. Храм восстанавливался силами верующих. В конце 50-х начале 60-х годов настоятелем церкви являлся священник князь Константин Шаховской - основатель и руководитель кружка православной молодежи Томска. Сегодня при храме действует воскресная школа и библиотека.
Среди храмовых святынь прежде всего следует назвать икону с частицей мощей священномученика Харалампия. За ревностное проповедание веры Христовой святой Харалампий предстал перед мучителями в возрасте 113 лет. Перед мученической кончиной он молился Господу: "Идеже положены будут мощи мои и память моя будет почитаться, да не будет на месте том глада и мора или злотворного воздуха, погубляющего плоды, но да воцарятся в этом месте - мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина; и спаси, Господи, души людей тех."


Петропавловский собор




На возвышенном склоне горы, спускающемся к пойме р. Ушайки, к востоку от исторического центра города, возвышается 6-купольный собор во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. С 17 века возвышенность эта известна в Томске как "Мухин бугор" - по имени раскаявшегося разбойника Мухи, бывшего грозой окрестных лесов на рубеже XVII-XVIII веков. До постройки храма на этом месте долгое время стоял деревянный поклонный Крест и часовня. 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, южный - в честь обретения главы св. Иоанна предтечи, а северный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Купола храма, увенчанные сверкающими позолотой крестами, имели небесно-лазурный цвет и были украшены вызолоченными восьмиконечными звездами. В 1920-е годы храм был захвачен раскольниками-обновленцами, а 8 февраля 1940 года церковь была совсем закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спирт завода. Но уже 19 октября 1944 года храм был возвращен Русской Церкви. При осмотре храма на колокольне была найдена единственная уцелевшая икона Знамения Божьей Матери и поныне находящаяся в храме.Особое внимание богомольцев, приходящих в храм, привлекает образ святителя Николая, вставленный в опаленный огнем кивот. В 1985 году в соборе вспыхнул пожар. Огонь стал быстро распространяться по храму, безжалостно уничтожая церковную утварь и другие храмовые принадлежности. Однако разбушевавшееся пламя, дойдя до иконы святителя Николая и частично опалив кивот, внезапно было остановлено молитвами Угодника Божия без всякого человеческого вмешательства. В память о чудесном спасении храма было решено не менять обгоревший кивот и до ныне обрамляющий святой образ.



Казанский храм Богородице-Алексиевского мужского монастыря






Первый монастырский храм был построен в первой половине XVII века. Он был деревянным, многократно горел, разбирался по ветхости, но заново отстраивался. Нынешний каменный храм был построен в 1789 году. Главный придел освящен в честь явления иконы Божией Матери во граде Казани, южный придел - во имя преподобного Алексия человека Божия, а северный - во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 1922 году монастырь перестал существовать, но при Казанском храме по-прежнему была община верующих. Закрыли церковь в 1929 году. Вначале 1990-х годов началось возрождение монастыря. В 1992 году верующим был возвращен Казанский храм и келейный корпус. В Пасхальную ночь состоялось первое богослужение во вновь освященном Казанском храме.
Главной святыней Казанского храма является резная рака с честными мощами святого Феодора Томского. Почитание святого старца, возникшее еще при его жизни, не прекращалась и после его блаженной кончины. В Томске совершались многочисленные исцеления больных, которые посещали могилу старца и обращались к святому Феодору с теплой молитвой. И в наши дни не иссякает благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия. Особенно явно она проявляется от его святых мощей, почивающих в Казанском храме. В обители ведется специальная тетрадь для записи случаев благодатной, помощи предстательством Томского чудотворца. Каждый воскресный день в 17.30 в храме совершается Акафист святому Феодору, во время которого открывается рака с мощами святого. Каждый верующий при этом - помазывается освященным маслом из лампады, горящей перед гробницей святого Феодора.



Знаменская церковь




Знаменская церковь берёт своё начало от деревянной церкви, построенной в 1703 году в честь иконы Божией матери «Знамения» (Абалакская) дворянином Иваном Качаловым, который происходил из города Углича.К концу века церковь была достаточно ветхой, и после пожара решено было построить каменный храм. Строительство велось на средства потомков Качалова. Закладка нового храма произошла в 1789 году. Архитектурный стиль здания — сибирское барокко. Северный придел (во имя святой великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви) был освящён 15 октября 1803 года, Главный престол (в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение») — 9 ноября 1810 года.Через десять лет 9 октября 1820 года произошёл пожар и сгорела крыша над Екатерининском приделом, через год он был вновь освящён. Вскоре к Знаменской церкви достроили третий придел. Центральный престол был освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы, южный придел — во имя святых первоверховных Петра и Павла, северный — во имя Всех Святых. До революции в северном приделе хранились находились две большие украшенные серебряными окладами иконы с изображениями святых, написанные по заказу богатой прихожанки, чье имя осталось неизвестным. Здесь же стоял серебряный ковчег с частью мощей святой. Особо ценной святыней храма была часть животворящего Древа Креста Господня. Были также иконы с частицей мощей пророка Иоанна Предтечи, евангелиста Марка, царевича Димитрия, апостола Павла и других святых. Была также икона Христа Спасителя, высеченная на чёрном аспидном камне- шунгитном углероде. С приходом советской власти все святыни были утрачены.В 1920 году здание церкви было национализировано, однако богослужения продолжались. Некоторое время Знаменской церкви удавалось сотрудничать с новой администрацией. В 1926 году и в 1927 году были возвращены иконы «Божией Матери», «Николая Чудотворца» и «Спасителя» из Сретенской церкви в Знаменскую. Но 26 марта 1935 года по постановлению Западносибирского исполкома Знаменскую церковь закрыли. Причиной стали многочисленные требования рабочих расположенных вокруг неё предприятий и учреждений, необходимость ремонта здания, на который у прихожан не было средств, а также потребность строителей новой жизни в культурно-просветительских учреждениях — им передавались национализированные здания церквей. После закрытия Знаменскую церковь отдали базе Сплавфлота, в 1936 году — под склад зерна Поросинский спирт завод, а церковное имущество передали в государственный фонд. В 1940 году здесь размещалось речное хозяйство, в 1960-е годы — кузница и кочегарка, в 1970-е годы — гараж, бойлерная, лодочная станция. После этого церковь использовалось как жилое здание. Потерпело изменения и церковное здание. Центральный купол, колокольня и Всехсвятский придел были разрушены. К северному приделу примыкала сливная яма, стоки которой струились под церковью.
Тяжело разрушенное здание Знаменской церкви, возвратили РПЦ в 1992 году. Силами общины Свято-Троицкого храма началось восстановление Знаменской церкви, и В 1994 году был заказан проект её воссоздания. Первым был восстановлен и освящён придел во имя святителя Николая Чудотворца — 20 апреля 1996 года, южный придел во имя преподобного Серафима Саровского — в июле 2000 года. В 2004 году на колокольне Знаменской церкви установили колокола. А в 2005 году завершили восстановление центрального Знаменского придела Три деревянных иконостаса изготовленных из кедра — работа мастеров Томского политехнического профессионального лицея № 20. Роспись центрального и Никольского иконостасов выполнили московские иконописцы Дмитрий и Галина Ларионовы, а роспись иконостаса Серафимовского придела — москвичка Татьяна Тякина.


Домовый храм Прихода апостола и евангелиста Иоанна Богослова










Приход апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Академгородке г. Томска образован по благословению архиепископа (в то время епископа) Томского и Асиновского Ростислава 21 ноября 2000г. В 2004г. после переговоров с руководством филиала ГУП «Пoчтa Рoccии» УФПC по Томской области Приходу было передано в аренду помещение в здании почтового отделения и в нем устроен домовый храм. Сейчас в храме регулярно совершается Богослужение, действует воскресная школа и библиотека. Одной из святынь храма является икона с частицей мощей святителя и исповедника Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).









Домовая церковь во имя Св. Николая Чудотворца








Домовая церковь во имя Св. Николая Чудотворца была устроена в составе комплекса зданий крупнейшей в России Томской окружной психиатрической лечебницы, сооруженной по проекту архитекторов Я.В.Кривцова (строителя Виленской, Вииницкой, Московской окружных лечебниц). Церковь освящена 21 декабря 1908 года Преосвященным Макарием (Невским)
В 1910 году 1 сентября в Никольском храме (за год до убийства) побывал премьер-министр России Петр Аркадьевич Столыпин, приезжавший в Томск. В 1934 году некоторое время содержался в Томской психиатрической лечебнице, направленный сюда из алтайских лагерей «дядя Коля» - Епископ Варнава (Беляев). Не раз, проходя ночами по коридорам мимо закрытой Никольской церкви, он молитвенно обращался к Святителю Николаю, своему небесному покровителю. В Томске в период с 1936 по 1948 годы им были написаны автобиографические «Дневники» и два духовных романа «Тайна блудницы» и «Невеста». В 1950-х годах здесь принудительно содержался другой подвижник благочестия, известный прозорливый старец Афанасий, личность которого освещена в книге «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич (Сайко)», изданной в 1995 году Троице-Сергиевой Лаврой и открывшей серию книг «Подвижники ХХ столетия».

В ноябре 1920 года храм был закрыт. С закрытием церкви оказалась утраченной и идейная сторона концепции Томской психлечебницы, построенная на взаимодействии духовных сил Церкви и лечебных средств медицины в деле оказания помощи людям, страждущим расстройством драгоценного дара Божия – разума.
В 1998 году руководство Томской психиатрической больницы впервые пригласило священника освятить здание нового 13-го отделения. Тогда же медперсонал выразил желание вновь открыть при больнице домовую церковь.
В 2003 году в кабинете на первом этаже главного корпуса была оборудована домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время под больничный храм отдано помещение бывшей церкви; идут восстановительные работы.
Каждое воскресенье на Литургию собираются молящиеся из числа пациентов психиатрической больницы, медперсонала и местных жителей. При храме действует воскресная школа для приходских детей и взрослых прихожан. Настоятелем больничного храма является выпускник Томской Духовной Семинарии священник Алексей Коновалов.






1 комментарий: